|
Перевод статьи Forster P, Käsbohrer A, Cramer H, Frass M, Maeschli A, Martin D, Panhofer P, Stetina BU, Wolf U, Zentek J, Weiermayer P. CIMUVET-survey: Complementary and Integrative Medicine (CIM) use in veterinary practice in Austria and CIM education at universities in Austria, Germany and Switzerland. PLoS One. 2025 Jul 2;20(7):e0327599. doi: 10.1371/journal.pone.0327599. PMID: 40601714; PMCID: PMC12221077. Резюме Введение Комплементарная и интегративная медицина (КИМ) является важным компонентом здравоохранения во всем мире согласно Стратегии ВОЗ в области традиционной медицины. Правила лицензирования врачей в Германии и Закон о медицинских профессиях в Швейцарии предусматривают, что КИМ должна преподаваться как неотъемлемая часть программы получения степени по гуманитарным (Германия, Швейцария) или ветеринарным (Швейцария) специальностям. Целью данного исследования была оценка статуса КИМ в ветеринарной практике в Австрии в контексте обзора практики, исследований и преподавания в университетах медицины и ветеринарии в немецкоязычных странах. Материалы и методы Используя метод поперечного исследования, через Австрийскую ветеринарную палату был разослан анонимный опросник об использовании КИМ в ветеринарной практике. Был проведен онлайн-анализ кафедр, профессорских должностей и институтов, а также курсов по КИМ в университетах медицины и ветеринарии. Результаты Из 246 добровольных участников 58,9% сообщили о положительном, 22,4% — об отрицательном и 15,4% — о нейтральном отношении к CIM. 68,9% ветеринаров, специализирующихся на животноводстве, были знакомы с требованиями Регламента ЕС об органическом животноводстве, как и 54,1% всех ветеринаров. Интеграцию CIM в учебную программу Ветеринарного университета Вены оценили как очень важную 35,8% участников, а 68,7% одобрили как минимум частично. Спрос на CIM со стороны владельцев пациентов составил 83,7%, а использование CIM в животноводстве — 65,9%. В университетах Австрии, Германии и Швейцарии было выявлено 39 должностей профессоров CIM в области медицины человека (Австрия: 2; Германия: 32; Швейцария: 5), а в области ветеринарии — семь должностей профессоров по питанию и диетологии животных (Австрия: 2; Германия: 5). Заключение Согласно результатам исследования CIMUVET, интеграция КИМ в университетские программы и больницы Швейцарии и Германии является перспективным направлением развития для Австрии. Эти подходы должны соответствовать Стратегии ВОЗ по развитию традиционной медицины на 2025–2034 годы.
Введение Стратегия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в области традиционной медицины на 2014–2023 годы, а также Стратегия ВОЗ в области традиционной медицины на 2025–2034 годы призывают к интеграции комплементарной и интегративной медицины (КИМ) в национальные системы здравоохранения. В рамках этой стратегии ВОЗ стремится обеспечить доступность здоровой жизни и благополучия для всех [1]. В ветеринарии должны соблюдаться национальные требования, а также требования регламентов ЕС и Швейцарии в области органического производства. Регламент ЕС 2018/848 в области органического производства требует, чтобы «кормовые материалы минерального происхождения […], пищевые добавки […], а также фитотерапевтические и гомеопатические препараты использовались в первую очередь вместо лечения химически синтезированными аллопатическми ветеринарными лекарственными средствами, включая антибиотики, при условии, что их терапевтический эффект эффективен для данного вида животных и для заболевания, для которого предназначено лечение» [2]. Аналогичные положения предусмотрены в Швейцарском указе об органическом сельском хозяйстве и маркировке органически произведенных продуктов и пищевых продуктов [3]. Комплементарная медицина включает в себя медицинские методы, которые не относятся к традиционной медицине и обычно используются в синергии с традиционной медициной [4]. Сочетание традиционных и комплементарных медицинских методов известно как интегративная медицина [5,6]. В недавнем систематическом обзоре перечислены методы, объединенные термином «комплементарная медицина» [7]. Интеграция КИМ в учебную программу ветеринарных университетов провозглашена в Американском консенсусном руководстве по университетскому образованию в области интегративной ветеринарной медицины, однако в Австрии и Германии аналогичного документа нет [8]. В Швейцарии это законодательно закреплено в Законе о медицинских профессиях, который является обязательным для университетов как в области медицины, так и в области ветеринарии. В Германии Положение о лицензировании врачей регулирует это требование только для медицины человека [9,10]. Следовательно, КИМ является неотъемлемой частью учебной программы программ по медицине человека, ветеринарии и стоматологии в Швейцарии, а также программ по медицине человека в Германии [9,10]. КИМ не интегрирована в соответствующие нормативные акты в Австрии ни для медицины человека, ни для ветеринарии [11,12]. В программах получения степени по ветеринарной медицине в Германии и Австрии только питание животных и диетология, а также ботаника постоянно интегрированы в учебный план. Эти курсы являются частью обычной учебной программы, как указано в Стандартной операционной процедуре Европейской системы оценки ветеринарного образования (ESEVT) [13], и явно не классифицируются как CIM. Тем не менее, CIM предоставляет, например, стратегии, которые способствуют сокращению использования противомикробных препаратов, профилактике или лечению инфекций как в человеческой, так и в ветеринарной медицине, и могут способствовать укреплению здоровья/устойчивости людей и животных [14]. Ввиду основных глобальных проблем, таких как устойчивость к антибиотикам, и основываясь на требованиях Органических регламентов, целью исследования было рассмотрение исследовательского вопроса «Каков статус CIM в ветеринарной практике в Австрии?», используя поперечный дизайн для оценки необходимости возможных последствий в университетском преподавании, исследованиях и практике [2,15,16]. Опрос по CIM был проведен среди немецких ветеринаров в 2022 году; На сегодняшний день подобное исследование среди швейцарских ветеринаров не проводилось [17]. Результаты, полученные в нашем исследовании CIMUVET, обсуждались в контексте существующего образования по ветеринарии и фармацевтике и их субдисциплинам в ветеринарных и медицинских университетах Австрии, Германии и Швейцарии. Полученные результаты должны послужить основой для разработки будущих стратегий университетского образования, исследований и практики, а также для содействия выполнению требований Регламента ЕС по органическому производству 2018/848 и Европейского зелёного соглашения [2,18]. Материалы и методы Опрос Анкета. Для проведения поперечного исследования мультидисциплинарной группой исследователей была разработана анкета (CIMUVET: «Использование комплементарной и интегративной медицины в ветеринарии»), состоящая из 37 вопросов в шести разделах (Приложения S1A). Чтобы охватить всех австрийских ветеринаров, было принято решение о проведении онлайн-опроса с использованием инструмента LimeSurvey (Community Edition, версия 5.6.68, Гамбург, Германия), предоставленного Венским ветеринарным университетом, с учетом текущих рекомендаций по максимально возможному контролю систематической ошибки в порядке опроса и смещении ответов [19–24]. Для определения охвата дисциплин был проведен всесторонний поиск литературы в базе данных Pubmed относительно определения КИМ в области медицины человека и ветеринарии (Приложение S1B), а также были проведены консультации с экспертами относительно образования по КИМ, предоставляемого в их университетах. Кроме того, методы CIM, включенные в анкету, были сверены со списком ветеринарных специальностей и областей диплома Австрийской ветеринарной палаты (ÖTK). Методы CIM, включенные в анкету, должны были быть названы в соответствии с определением CIM в соответствии с результатами поиска литературы, а также в списке ÖTK. Первый раздел вопросов состоял в общей сложности из четырех вопросов с одним или несколькими вариантами ответа, касающихся структуры практики участников. Отношение к CIM и использование методов CIM исследовалось во втором разделе с использованием формата вопросов с одним, несколькими вариантами ответа и открытого формата. Третий раздел вопросов включал семь рейтинговых вопросов со вербальной или числовой шкалой оценки, шесть вопросов с одним выбором, два открытых вопроса и один вопрос с несколькими вариантами ответа, касающихся использования CIM в ветеринарной практике. Информация об обучении CIM была собрана в следующем разделе на основе четырех вопросов с одним выбором и матричного вопроса. Следующая группа вопросов о профессиональном представительстве включала вопрос с одним выбором и четыре числовых рейтинговых вопроса. Кроме того, в этом разделе можно было оставить комментарии и предложения по опросу в форме открытого вопроса. Наконец, в последней части анкеты собирались демографические данные участников (пол, возраст и специализация). Этика и защита данных Анонимное поперечное исследование было одобрено Венским ветеринарным университетом (Vetmeduni Vienna) в рамках дипломной работы. Комитет по этике Венского медицинского университета рассмотрел заявку на этику и постановил, что представление заявки в Комитет по этике для такого анонимного поперечного исследования не требуется. Защита данных была обеспечена, и было получено письменное информированное согласие (Приложения S1A). Выборка Ссылка на онлайн-опрос была разослана всем ветеринарам (n = 4137), зарегистрированным в ÖTK (по состоянию на 31 декабря 2023 г.), включая всех практикующих и некоторых непрактикующих ветеринаров. Это было сделано для максимального контроля смещения выборки и неответов. Принять участие в опросе можно было по ссылке, предоставленной по электронной почте, с 17 мая 2024 года по 13 июня 2024 года. Все полностью заполненные анкеты, представленные в указанный срок, были рассмотрены для анализа данных и проверены на согласованность. Анализ данных Для анализа собранных данных использовалась статистическая программа SPSS версии 29.0.2.0 (IBM, Бёблинген, Германия). Описательная статистика включала абсолютные и относительные частоты, а также изменчивость и распределение собранных данных. Коэффициент завершения обучения рассчитывался по отношению к общей численности ветеринарных врачей в Австрии. Для проверки сопоставимости выборки с популяцией ветеринарных врачей гендерное и возрастное распределение участников поперечного исследования сравнивалось с общей численностью ветеринарных врачей, зарегистрированных в ÖTK. В отличие от США/Канады, курс обучения по ветеринарной медицине в Австрии завершается получением ветеринарного диплома, дающего право на независимую работу в качестве ветеринарного врача во всех областях [25]. В Австрии докторская степень (докторант ветеринарной медицины (DVM)) или степень доктора философии (PhD) представляют собой высшую университетскую квалификацию, однако они не являются обязательными для ветеринарной практики. Для статистического анализа были сформированы две категории, отражающие возможное влияние высшего университетского образования и дополнительного образования, не связанного с университетом. Наборы данных были разделены на две категории: а) «Ветеринары без степени доктора философии или ветеринарного врача» и «Ветеринары со степенью доктора философии или ветеринарного врача», а также б) «Ветеринары с дополнительной подготовкой» и «Ветеринары без дополнительной подготовки», которые обобщали данные о последипломном образовании, а именно ветеринары-специалисты (FTÄ: Fachtierärzte), обладатели дипломов ÖTK и другие прошедшие обучение. Для оценки метрических данных был проведен разведочный анализ данных, и статистическая значимость была рассчитана с помощью однофакторного дисперсионного анализа и размера эффекта Eta², который также был классифицирован как низкий (0,01), средний (0,06) и высокий (0,14) [26]. Для номинальных переменных p-значение определялось с использованием теста хи-квадрат, а размеры эффекта Phi и V Крамера рассчитывались для проверки различий между двумя категориями каждая [27]. По Коэну, размер эффекта был классифицирован как низкий (0,1), средний (0,3) и высокий (0,5) [26]. Нормальное распределение проверялось с использованием теста Колмогорова-Смирнова. Для порядковых переменных рассчитывалась ранговая корреляция Кендалла (тау b Кендалла) [28]. Значимым считалось p-значение p < 0,05. Ответы на открытые вопросы были категоризированы, разделены на положительные, нейтральные и отрицательные в отношении вопроса об отношении к КИМ и оценены как количественно, так и качественно. Для улучшения категоризации большого количества расхождений ответов, ответы на вопрос о мотивах интеграции CIM в Венском ветеринарном университете, а также потенциальные комментарии и предложения были распределены по тематическим категориям с помощью ChatGPT-4o. Затем как распределение ответов по категориям, так и сами категории были проверены на правдоподобность первым и последним авторами в связи с ограничениями ChatGPT-4o в языках, отличных от английского, особенно в академическом и профессиональном контексте, а также на точность и возможные смещения [29,30]. Способ использования ChatGPT-4o в нашем исследовании CIMUVET сопоставим с разработкой клинических моделей данных с использованием ИИ, поэтому применимы те же ограничения, особенно при масштабировании анализа всё более сложных и неоднородных данных. Следовательно, ручная проверка крайне важна на текущем этапе развития процессов ИИ. Тем не менее, появление генеративного искусственного интеллекта и графов знаний возвещает о потенциальном следующем поколении в использовании электронных медицинских данных [31,32]. Программа обучения в университете Первым шагом был структурированный поиск в Интернете существующих кафедр, профессорских должностей, институтов и программ обучения в области CIM и их субдисциплин на сайтах всех университетов медицины и ветеринарии в Австрии, Германии и Швейцарии (регион DACH). Были учтены учебные программы, законы, нормативные акты и, где это возможно, каталоги факультативных и обязательных факультативных курсов для предлагаемых программ обучения. Для более полного понимания была включена информация об университетах медицины. На втором этапе были учтены отзывы специалистов, работающих в области CIM (Приложения S2A и S2B). Регион DACH был выбран для сравнения из-за общего языка, а также потому, что студенты и ветеринары/врачи из трёх стран – Австрии, Германии и Швейцарии – находятся в тесном профессиональном контакте, а органические п Результаты Опрос CIMUVET В поперечном исследовании CIMUVET приняли участие 246 добровольных участников (6,0% от всех 4137 австрийских ветеринаров). Распределение по полу и возрасту показало незначительные искажения по сравнению с общим числом ветеринаров, зарегистрированных в ÖTK (см. таблицу 1). По сравнению с числом ветеринаров с ветеринарными специальностями, зарегистрированных в ÖTK, в исследовании CIMUVET приняло участие несколько больше ветеринаров с дополнительной подготовкой: 22,4% против 14%. Кроме того, по сравнению с числом ветеринаров со степенью доктора философии или доктора ветеринарной медицины, зарегистрированных в ÖTK, в исследовании CIMUVET приняло участие несколько меньше ветеринаров со степенью доктора философии или доктора ветеринарной медицины: 31,3% против 42,7%. Подводя итог, можно сказать, что число ветеринаров, имеющих степень доктора философии или ветеринарного врача, а также число ветеринаров, прошедших дополнительное обучение, незначительно отличается от общего числа ветеринаров, зарегистрированных в ÖTK (показано в Таблице 1). Обзор полученных ответов, разбитый на а) ветеринаров со степенью доктора философии или ветеринарного ветеринара и без нее, и б) ветеринаров со степенью доктора ветеринарной медицины и без нее, который включал ветеринаров-специалистов (FTÄ), обладателей дипломов ÖTK и ветеринаров с другим завершенным образованием, был составлен с подробным описанием p-значений и размеров эффекта для каждого сравнения (ветеринары со степенью доктора философии или ветеринарного ветеринара и без нее, соответственно, с последующей подготовкой и без нее) отдельно (см. Таблицу 2). Опрос CIMUVET показал, что 145 ветеринаров (58,9%) положительно относятся к ветеринарной медицине, 55 (22,4%) — отрицательно, а 38 (15,4%) нейтрально относятся к ветеринарной медицине, в то время как 8 (3,3%) выбрали вариант ответа «нет ответа». В рамках группы было показано, что женщины значительно более благосклонно относятся к КИМ, чем мужчины (67,3% против 38,6%), с величиной эффекта от небольшой до средней (p = 0,000007; V = 0,26) (см. рис. 1). Кроме того, данные статистически значимо показали с величиной эффекта от небольшой до средней (p = 0,03; V = 0,19), что ветеринары, имеющие степень доктора философии (PhD) или доктора ветеринарной медицины (DVM), среди прочих, отвечали на вопрос об их отношении к КИМ более определенно, т.е. большинство выбирали либо «положительно», либо «отрицательно» (65,0% против 26,0%). Вариант ответа «нейтрально» чаще выбирали ветеринары без степени доктора философии или ветеринарного врача, чем ветеринары с докторской степенью или ветеринарным врачом (20,1% против 5,2%), в то время как трое ветеринаров со степенью доктора философии или ветеринарного врача (3,9%) выбрали вариант ответа «нет ответа». Более двух пятых участников исследования CIMUVET (43,5%; n = 107) имели высшее образование (PhD/DVM) и/или прошли дополнительное обучение. В целом, респонденты с высшим образованием и/или прошли дополнительное обучение, имели более определённое отношение к ветеринарной медицине, чем ветеринары без степени доктора философии или ветеринарного врача или без дополнительного обучения (нейтральное отношение к ветеринарной медицине: ≤10% против 22,3%) (рис. 2). Субъективная оценка значимости методов CIM для их собственной практики выявила статистически значимую разницу между ветеринарами, имеющими и не имеющими степень доктора философии (PhD) или доктора ветеринарной медицины (DVM), с небольшой или средней степенью эффекта в пользу ветеринаров с степенью доктора философии (PhD) или доктора ветеринарной медицины (DVM) (39,61 против 29,5; p = 0,03; Eta² = 0,02). В соответствии с этим, в среднем ветеринары, прошедшие дополнительное обучение, считали методы CIM более релевантными, чем ветеринары без дополнительного обучения, со средней степенью эффекта (46,0 против 28,8; p = 0,001; Eta² = 0,04). Это можно обобщить как более высокую субъективную релевантность, которая также может объяснять более высокую практическую значимость (= использование) CIM для ветеринаров со степенью доктора философии или ветеринарного врача (p = 0,001; V = 0,32) и для ветеринаров, прошедших дополнительное обучение (p = 0,003; V = 0,29). На вопрос о доле пациентов, получающих CIM в неделю, 79 участников (32,1%) выбрали вариант ответа «никогда/спорадически», 86 (35,0%) – от одного до 50,0% и 76 (30,9%) – более 50,0% пациентов в неделю, что в результате составило 65,9% положительных ответов. Пять участников (2,0%) выбрали вариант ответа «нет ответа». Спрос на CIM в практике был оценен как «10 — очень высокий» 53 ветеринарами (21,5%), и 206 (83,7%) ответили, что спрос есть. Субъективное ощущение спроса значительно чаще встречается среди ветеринаров с дополнительным обучением (6,38 против 4,76; p = 0,002; Eta² = 0,04). Шесть участников (2,4%) выбрали вариант ответа «нет ответа». Более высокий уровень обучения CIM может объяснить больший спрос на CIM в практике ветеринаров с дополнительным обучением и, таким образом, представляет собой конкурентное преимущество по сравнению с ветеринарами без дальнейшего обучения CIM. Важность предложения методов CIM в ветеринарных больницах была оценена как «10 — очень важно» чаще всего (32,5%; n = 80). Варианты ответа с шестого по десятый выбрали 127 ветеринаров (51,6%), варианты ответа со второго по пятый – 45 ветеринаров (18,3%), а вариант ответа «1 – неважно» – 67 ветеринаров (27,2%). Таким образом, 172 ветеринара (69,9%) высказались за применение методов CIM в ветеринарных клиниках. Семь респондентов (2,9%) выбрали вариант «нет ответа». Этот результат также подтверждается требованием к сотрудничеству между традиционной и комплементарной медициной, высказанным несколькими ветеринарами в свободном тексте, как показано в следующем примере: «Отдельные ветеринарные специализации должны работать вместе, а не друг против друга! Медицина не может функционировать без комплементарной медицины, но и комплементарная медицина не может без традиционной медицины». Кроме того, данные показали, что 133 австрийских ветеринара (54,1%) заявили, что они осведомлены о требовании Органического регламента ЕС 2018/848 о преимущественном использовании фитотерапии, кормовых материалов минерального происхождения, пищевых добавок и гомеопатии в условиях, указанных в нем [2]. Сравнение ветеринаров со степенью доктора философии или доктора ветеринарной медицины и без нее выявило значительную разницу с небольшой величиной эффекта (p = 0,04; P = −0,13; n = 246): 49 (63,6%) ветеринаров со степенью доктора философии или доктора ветеринарной медицины знали об этих требованиях, в то время как это верно только для 84 (49,7%) ветеринаров без степени доктора философии или доктора ветеринарной медицины. В вопросе о предметной ориентации 180 участников выбрали сельскохозяйственных животных (птицу, свиней или жвачных), из которых 124 (68,9%) были осведомлены о требованиях Регламента ЕС по органическому животноводству 2018/848. Более высокий уровень знаний правовых принципов, в данном случае связанных с Регламентом ЕС по органическому животноводству, среди ветеринаров со степенью доктора философии (PhD) или доктора ветеринарной медицины (DVM) и ветеринаров, специализирующихся на животноводстве, можно объяснить их дальнейшим университетским образованием и осведомленностью о новых правовых обязательствах для специалистов со степенью доктора философии (PhD) или доктора ветеринарной медицины (DVM), а также возросшей актуальностью их практики для ветеринаров, специализирующихся на крупных животных. Важность интеграции методов CIM в учебную программу Ветмедуни чаще всего была оценена как «10 – очень важно» (35,8%; n = 82). В целом, 131 участник (17,5%) счёл интеграцию важной (варианты ответов от шестого до девятого), 38 участников (15,5%) сочли её менее важной (варианты ответов от второго до пятого), а 75 участников (30,5%) сочли её неважной. В результате 169 участников (68,7%) высказались за интеграцию КИМ в учебную программу Ветеринарного университета Вены. Два участника (0,8%) выбрали вариант ответа «нет ответа». Тринадцать комментариев на тему интеграции КИМ в университетское преподавание подтверждают этот результат. В качестве примера приведён следующий комментарий: «Интеграция в университетское преподавание и исследования необходима, в том числе в соответствии с подходом «Единое здоровье»!» Программа обучения в университете Ветеринарная медицина. Интернет-поиск программ обучения в университетах показал, что в области ветеринарии питание и диетология животных являются неотъемлемой частью учебной программы по ветеринарии в Австрии, Германии и Швейцарии. В Австрии, помимо ботаники, которая постоянно включена в учебную программу, Ветеринарный университет Вены, единственный университет ветеринарной медицины в Австрии, предлагает различные факультативные курсы и обязательные курсы CIM в области акупунктуры и невральной терапии, питания и диетологии, фитотерапии, физиотерапии и реабилитации [11]. В Германии спектр курсов CIM варьируется от университета к университету, за исключением курсов «Питание животных и наука о кормах» и «Ботаника кормов, ядовитых и лекарственных растений», которые предписаны Положением о лицензировании ветеринарных врачей и постоянно включены в учебную программу [33]. Например, Университет имени Юстуса Либиха в Гиссене также включил «Гомеопатию, фитотерапию и антропософскую терапию» в виде лекции в учебную программу [34]. В Швейцарии ветеринарная медицина и её субдисциплины являются неотъемлемой частью обучения ветеринарной медицине, как того требует Закон о медицинских профессиях [9], и включают в общей сложности восемь обязательных лекций и несколько дополнительных лекций по ветеринарной медицине. Что касается профессорских должностей, в Германии существует пять профессорских должностей по питанию животных и диетологии, а в Австрии — две должности по питанию животных и диетологии [11,34–38] (Приложение S2A). Медицина человека. В Германии Положение о лицензировании врачей предписывает, что область специализации CIM и её субдисциплин должна быть постоянно интегрирована в учебную программу медицинских вузов под номером 12 [10]. Как и в ветеринарии, в Швейцарии CIM и её субдисциплины являются неотъемлемой частью изучения медицины человека, как того требует Закон о медицинских профессиях [9]. Что касается количества кафедр, то в Австрии, Германии и Швейцарии в области медицины человека насчитывается в общей сложности девять кафедр CIM или её субдисциплин (шесть в Германии, две в Швейцарии и одна в Австрии) [39–45]. Кроме того, было установлено, что в Германии, по сравнению с Австрией и Швейцарией, имеется большое количество профессорских должностей (n = 26) в области традиционной медицины или её субдисциплин в области медицины человека, в то время как в Швейцарии было обнаружено три профессорские должности, а в Австрии – одна [41–43,46–57] (Приложение S2B). Обсуждение Хендерс и соавторы (2024) рассмотрели состояние традиционной медицины, интеграцию традиционной и комплементарной медицины, современную роль интегративной медицины и невыполненные требования Стратегии ВОЗ в области традиционной медицины на 2014–2023 годы, принятые в 2013 году, чтобы иметь возможность внести свой вклад в новую 10-летнюю Стратегию ВОЗ в области традиционной медицины (2025–2034) для традиционной медицины, публикация которой запланирована на 2025 год. В данной статье проводится различие между традиционной и нетрадиционной медициной, причём последняя включает в себя более широкий подход к здоровью, интегративную медицину, комплементарную медицину и традиционную медицину [1]. По данным Национального центра комплементарной и интегративной медицины (NCCIH), методы, которые не соответствуют традиционной медицине и используются в качестве дополнения к традиционной терапии, считаются комплементарной медициной [5]. В консенсусном руководстве по интегративной ветеринарной программе в ветеринарных университетах США интегративная ветеринарная медицина определяется как сочетание комплементарной терапии с традиционным медицинским лечением на основе наилучших доступных доказательств; это соответствует определению интегративной медицины NCCIH [5,8]. Термин «альтернативная медицина» можно считать устаревшим в свете определения «интегративной медицины». Поскольку определения CIM динамически меняются со временем и могут различаться в зависимости от местоположения, рабочее определение с обзором методов, которые можно считать комплементарной медициной, было разработано в систематическом обзоре Нг и соавторов 2022 года, на которое также ссылаются в Кокрановском руководстве по комплементарной медицине [7,58,59]. Рабочее определение согласно Нг и соавторов. 2022, как и четыре других систематических обзора, два аналитических доклада, пять экспертных заключений и одна строка поиска, включали все методы комплементарной медицины, упомянутые в нашей анкете (акупунктура и невральная терапия, хиропрактика, питание и диетология, гомеопатия, физиотерапия и реабилитационная медицина, а также фитотерапия) [7,8,58,60–69]. Подводя итог, все методы комплементарной медицины, включенные в анкету, были упомянуты десять раз в 12 статьях о комплементарной медицине в медицине человека (за исключением невральной терапии), шесть раз в девяти статьях об интегративной медицине в медицине человека (за исключением невральной терапии) и два раза в трех статьях о КИМ в ветеринарной медицине [7,8,58,60–69]. В этом контексте, однако, следует учитывать, что разное упоминание методов КИМ также обусловлено тем фактом, что некоторые субдисциплины КИМ могут использоваться так же, как и традиционное медицинское лечение, в зависимости от ситуации, например, питание и диетология. Хомберг и др. 2022 классифицировал эти методы как дополнительные варианты медицинского лечения, которые либо предотвращают заболевания, либо используются синергетически с традиционной медицинской терапией для существующих заболеваний [1]. По данным Hoenders et al. 2024 или Академического консорциума по интегративной медицине, интегративная медицина фокусируется на целостном человеке, основана на научных данных и использует все соответствующие терапевтические и более широкие подходы к здоровью для достижения оптимального здоровья и исцеления [1,70]. Интегративная медицина основана не только на концепции патогенеза, которая лежит в основе традиционной медицины, но и на концепции салютогенеза, концепции поддержания и восстановления здоровья. Это означает, что снижение стресса и более широкие подходы к здоровью, такие как питание и диетология, могут использоваться в качестве нетрадиционной медицинской профилактики и терапии для укрепления устойчивости и, следовательно, иммунной системы [64,71,72]. В исследовании CIMUVET распределение участников поперечного исследования по полу и возрасту было сопоставимо с общим числом ветеринаров, зарегистрированных в ÖTK, как и число ветеринаров со степенью доктора философии или доктора ветеринарной медицины или дальнейшей подготовкой. Уровень ответов в 6,0% является ожидаемым для такого исследования на основе анкеты и сопоставим с другими поперечными исследованиями в медицине человека и ветеринарии [17,73–76]. Систематические обзоры поперечных исследований, проведенные Frass et al. 2012, Armano et al. 2025 и Eardley et al. 2012 среди медицинского персонала и среди населения в целом по всему миру [63,77] и среди населения в ЕС [60,77], обнаружили схожее гендерно-зависимое различие в отношении к КИМ, как и в поперечном исследовании CIMUVET, где женщины-ветеринары были более позитивны по отношению к КИМ, чем мужчины-ветеринары. Была выдвинута гипотеза о том, что женщины в целом отдают предпочтение целостным подходам [77]. В целом, в нашем поперечном исследовании ветеринары продемонстрировали такое же положительное отношение к КИМ, как и педиатры и/или исследователи во всем мире (58,9% против 62,0%) [76]. U-образное распределение большинства показателей, собранных в исследовании CIMUVET, указывает на то, что участники имеют твердое мнение «за» или «против» относительно темы. При интерпретации этого результата необходимо учитывать, что знание темы, как показано, является основным фактором участия в опросе в целом [78]. Помимо этого, текущие, часто ненаучные, дебаты о некоторых дисциплинах КИМ также могут быть причинным фактором этого явления и могут быть предметом дальнейших качественных исследований [79]. Частота использования КИМ в ветеринарной практике (65,9%) соответствует диапазонам, указанным Frass et al. 2012 и Eardley et al. 2012 г. по частоте использования КИМ среди медицинских работников и населения в целом во всем мире [63] и среди населения в целом в ЕС соответственно [60]. По данным Stanossek et al. 2022, частота использования КИМ в ветеринарной практике была выше в Германии (85,4%), чем в поперечном исследовании CIMUVET, проведенном в Австрии [17]. Согласно нашим результатам, существующий спрос на КИМ (83,7%) даже выше, чем частота его использования. Эти результаты сопоставимы с результатами поперечного исследования, проведенного в 2019 г., в котором 97,0% швейцарских педиатров были опрошены о методах лечения КИМ [80]. Было обнаружено, что 69,9% ветеринаров в Австрии, как правило, поддерживают интеграцию КИМ в услуги, предлагаемые ветеринарными клиниками. В области медицины человека в Австрии, Германии и Швейцарии создано в общей сложности 15 институтов и центров с различными направлениями CIM [57][42–49,[41]51–56]. Это развитие соответствует пожеланиям и потребностям пациентов университетских клиник, специализирующихся на онкологии, кардиологии, гинекологии, хирургии и заболеваниях желудочно-кишечного тракта [81]. Развитие университетских центров, больниц и институтов, предлагающих методы CIM, желательно в интересах пациентов-животных, а также оправдано высоким спросом со стороны владельцев домашних животных в области ветеринарии. В Австрии, как и во всем Европейском союзе, требования Регламента ЕС по органическому производству 2018/848 должны соблюдаться в ветеринарии для органического производства, в то время как Европейский зеленый курс требует увеличения количества органических ферм в Европейском союзе (ЕС) с 8% до 25% к 2030 году [2,18]. В поперечном исследовании CIMUVET 54,1% австрийских ветеринаров были осведомлены об этом требовании Органического регламента ЕС 2018/848, а среди участников, специализирующихся на животноводстве (птице, свиньях или жвачных животных), этот показатель составил 68,9% [2]. Более высокий уровень знаний правовых принципов, в данном случае связанных с Органическим регламентом ЕС, среди ветеринаров, специализирующихся на животноводстве, может указывать на необходимость более широкого включения этого материала в учебную программу дипломной программы для всех студентов. Эти данные согласуются с результатами недавнего поперечного исследования, проведенного среди австрийских ветеринаров, в котором ветеринары, специализирующиеся на животноводстве, продемонстрировали наивысший уровень знаний о разумном применении антибиотиков [74]. Более высокая значимость CIM для собственной практики, более частое использование CIM, более высокий спрос на CIM, большее количество пациентов, лечащихся в неделю с помощью CIM, и это лишь несколько примеров при сравнении ветеринаров с дополнительной подготовкой и без нее (все статистически значимые преимущества ветеринаров с дополнительной подготовкой), по-видимому, имеют логическое объяснение: дополнительное обучение CIM дает ветеринарам необходимые знания и навыки для более профессионального лечения пациентов с CIM. Большая актуальность КИМ для их собственной практики, более высокая частота использования КИМ, большее количество пациентов, получающих еженедельное лечение КИМ, и более высокая осведомленность о требовании Органического регламента ЕС 2018/848 о преимущественном использовании фитотерапии, кормовых материалов минерального происхождения, пищевых добавок и гомеопатии в указанных в нем условиях – вот лишь несколько примеров, когда сравниваются ветеринары со степенью доктора философии (PhD) или доктора ветеринарной медицины (DVM) и без нее – все статистически значимые преимущества ветеринаров со степенью доктора философии (PhD) или доктора ветеринарной медицины – могут стать предметом дальнейших исследований, поскольку более высокая научная/академическая квалификация, по-видимому, является предрасполагающим фактором, положительно влияющим на актуальность, использование и осведомленность о КИМ. Эта гипотеза подтверждается исследованиями, показывающими, что высшее образование является предиктором использования КИМ [63,82,83]. Подводя итог, можно сказать, что ветеринары с более высокой квалификацией, будь то академическая или последипломная подготовка, по-видимому, более внимательно изучают КИМ и, возможно, также видят больше областей ее применения. Согласно определению её основателя Дэвида Сакетта и немецкого отделения Cochrane, современная доказательная медицина (ДМ) базируется на трёх столпах: индивидуальном клиническом опыте, ценностях пациентов и текущем состоянии клинических исследований [84,85]. Цель ДМ — интегрировать опыт врача, ценности пациента и наилучшую доступную научную информацию для принятия решений о клиническом ведении пациентов. Все методы КИМ, упомянутые в анкете, могут рассматриваться в контексте доказательной медицины, поскольку они основаны на этих трёх столпах. Это должно подкрепляться соответствующими исследованиями и обучением. На основании поперечного исследования CIMUVET было обнаружено, что 68,8% участников были, по крайней мере, частично в пользу включения методов CIM в учебную программу Венского университета ветеринарной медицины. В аналогичном поперечном исследовании в области медицины человека в Австрии, Германии и Швейцарии 84,0% участвующих директоров отделений медицинских вузов высказались в пользу интеграции методов CIM в исследования и преподавание в медицинских университетах, и только 34,0% заявили, что CIM уже интегрирована в учебную программу [86]. Кроме того, врачи-хирурги и исследователи проявляют большой интерес к большему образованию и исследованиям в области CIM [87]. Это требование уже четко изложено в Американском консенсусном руководстве по университетскому образованию в области интегративной ветеринарной медицины и юридически закреплено в Швейцарии Законом о медицинских профессиях и Положением о лицензировании врачей в Германии [8–10]. В Австрии нет никаких правовых требований в этом отношении. Исходя из вышеперечисленных аспектов, интеграция образования в области интегративной и интегративной медицинской медицины (КИМ) в университетах, специализирующихся на медицине и ветеринарии, должна соответствовать существующим требованиям. Комитет GMA по интегративной медицине и плюрализму взглядов на натуральные лекарственные средства, КИМ в медицинском образовании, совместно с форумом университетских рабочих групп, опубликовал позиционный документ [64], основанный на примерах передовой практики, таких как Университетская клиника Тюбингена и Университет Виттен/Хердеке, среди прочих [40–43, 46, 51, 54–56, 88]. Сильная сторона данного исследования заключается в определении статуса и взглядов австрийской ветеринарной профессии, а также мотивов, потребностей и предпосылок для интеграции дисциплин КИМ в практику, исследования и преподавание в Венском ветеринарном университете. Это сопоставлено с примерами передовой практики курсов, кафедр, профессоров, университетских институтов и центров КИМ и их субдисциплин, особенно в университетах, специализирующихся на медицине. Следует также отметить низкий уровень вариации респондентов по сравнению с общей популяцией австрийских ветеринаров. К ограничениям относятся: отсутствие в опросе вопросов о размере и владении клиникой для обеспечения анонимности, невозможность сделать выводы по отдельным дисциплинам (относительно использования, спроса и т. д.) из-за небольшого размера выборки, а также вероятность неполного списка университетских программ обучения, предлагаемых в Австрии, Германии и Швейцарии, из-за ограничений доступа к веб-сайтам университетов, а также отсутствие поперечных исследований курсов, кафедр, профессоров, университетских институтов и центров CIM и их субдисциплин. Поскольку исследование проводилось только в одной стране, это следует считать ограничением с точки зрения обобщаемости данных. Повторное проведение исследования в нескольких странах помогло бы подтвердить эти результаты и получить более широкую картину. Кроме того, опора на данные, предоставленные самими респондентами, может привести к смещению ответов. Участники могли переоценить или недооценить свое использование CIM или отношение к ней из-за ошибки памяти. Из 52 университетов медицины человека в трех немецкоязычных странах было выявлено в общей сложности девять кафедр CIM и ее субдисциплин (шесть из 38 университетов Германии, две из восьми в Швейцарии и одна из шести в Австрии) [39–45]. В Германии, в соответствии с большим количеством университетов, было подсчитано большее количество профессорских должностей (n = 26) в CIM и ее субдисциплинах в медицине человека. Для сравнения, в Швейцарии было учреждено три профессорские должности, а в Австрии — одна [57][41–43,46–56]. Австрия и Швейцария примерно сопоставимы по численности населения, в то время как в Германии население примерно в девять раз больше. В ветеринарной медицине было выявлено пять профессорских должностей по питанию животных и диетологии в Германии и две в Австрии [11,34–38]. Положение о лицензировании врачей в Германии и Закон о медицинских профессиях Швейцарии предусматривают, что преподавание CIM должно быть неотъемлемой частью обучения по медицине человека (Германия, Швейцария) и ветеринарии (Швейцария). В Германии CIM интегрирована в обучение по медицине человека в виде сквозного направления реабилитации, физиотерапии и методов естественного оздоровления в соответствии с Положением о лицензировании врачей [10]. Поскольку CIM не интегрирована в соответствующие нормативные акты в Австрии ни в медицину человека, ни в ветеринарию, за исключением ботаники и нутрициологии, выявлена необходимость обновления действующих нормативных актов для медицины человека и ветеринарии в Австрии [11,12]. Интеграция образования по CIM в учебные программы ветеринарной медицины может снабдить ветеринаров знаниями и навыками, необходимыми для участия в информированном диалоге с владельцами пациентов. Такие инициативы также могли бы способствовать междисциплинарному сотрудничеству, основанному на научных данных и опыте, что позволило бы развивать комплексные планы лечения, которые соответствуют предпочтениям владельца пациента в соответствии с тремя столпами доказательной медицины [85]. Заключение Основываясь на результатах поперечного исследования CIMUVET, можно сделать вывод, что как юридическое, так и университетское закрепление КИМ и лечения пациентов в университетских клиниках или центрах, специализирующихся на КИМ, в Швейцарии и/или Германии представляет собой перспективное направление развития в Австрии. Наши результаты подчеркивают необходимость целенаправленных образовательных инициатив для преодоления разрыва между предпочтениями пациентов и владельцев животных и знаниями ветеринарных врачей о КИМ. В целом, область КИМ, по-видимому, имеет многообещающее будущее в свете таких серьезных глобальных проблем, как проблема устойчивости к антибиотикам. По мнению Хендерса и соавторов (2024), образование в области КИМ в университетском секторе в целом должно быть срочно расширено в рамках Стратегии ВОЗ по традиционной медицине на 2025–2034 годы в отношении КИМ. Такие программы могли бы позволить ветеринарным врачам участвовать в информированных обсуждениях с владельцами пациентов по вопросам КИМ, способствуя более тесному сотрудничеству и комплексному медицинскому подходу. В рамках продвижения концепции «единого здоровья» необходимо изучить потенциал КИМ в эффективной профилактике и лечении инфекционных заболеваний. Это также будет способствовать выполнению насущных требований ЕС по сокращению использования антибиотиков. В заключение следует отметить, что данное исследование подчёркивает важнейшую роль образования, коммуникации и разработки политики в оптимизации использования КИМ в ветеринарии Австрии.
Источник: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC12221077/ | |
| Просмотров: 96 | |
Исследование CIMUVET: применение комплементарной и интегративной медицины (КИМ) в ветеринарной практике Австрии и обучение КИМ в университетах Австрии
